Голестан (перс.: ??? ??????, также Мраморный дворец) — дворец в Тегеране, музей. «Голестан» дословно означает «дворец роз».
Дворец был построен во время правления Тахмаспа I (1524—1576), однако постоянно перестраивался в течение XVIII—XIX вв. Наибольший вклад в строительство Голестана внесли Карим-хан Зенд (1750—1779), Ага Мухаммед-хан Каджар (1742—1797), который сделал Тегеран своей столицей, и Насреддин-шах (1848—1896), который похоронен на территории дворцового комплекса.
Насреддин-шах Каджар
19 апреля 1896 г. Насреддин пал от руки убийцы. Похоронен в "Уголке Карим-хана" ("Халват-е Карим-хан") во дворце Голестан в Тегеране.
Дворец-музей Голестан условно разделен на 7 частей, в которые входят около 20 зданий: Антропологический музей, Бриллиантовый зал, Акс-хане (музей фотографии), Хоуз-хане (портретная галерея), Негар-хане (картинная галерея), павильон Шамс-ул-Эманех и Мраморный тронный зал.
Golestan Palace, Photographic Museum,
В экспозиции музея представлены керамика различных эпох, работы по камню и металлу, ткани и гобелены, музыкальные инструменты, бытовая и праздничная одежда, обувь, оружие и всяческие принадлежности. Кроме того, здесь расположена крупная библиотека.
«Цветы и Птицы». Персидская миниатюра. Мохаммад Юсоф. Индийский Moraqqa. Первая половина 17-го века. Дворец Голестан. Тегеран. Иран.
«Беседа Дьявола и Барсия». Персидская миниатюра. Неизвестный художник. Бустам Саиди. 16-й век. Дворец Голестан.
«Поэзия Aбумослема Намеха». Персидская миниатюра. Неизвестный художник. 17-й век
Керамическая плитка обильно украшает стены всех зданий.
Центральным и наиболее значимым помещением дворца является Мраморный тронный зал (Айван-и-Тахт-и-Мармар), выстроенный в 1806 по приказу Фетх Али-шаха. Зал использовался для официальных приемов, а в 1925 в нем прошла коронация шаха Резы Пехлеви. Зал богато украшен росписями, фресками, зеркалами, мрамором и плиткой и резьбой по дереву. Сохранившийся до наших дней трон, сделанный из йездского желтого мрамора, является вершиной иранской архитектуры.
«Зал Алмазов» («Талар Алмас») начала XIX века, которое получило свое название благодаря самому роскошному зеркальному залу во всем Голестане. Вообще, зеркал тут не пожалели – даже колонны у входа – и те все блестят…
Шамс-ул-Эманех (переводится как «дом солнца») — пожалуй, самое впечатляющее здание дворца. Оно представляет собой павильон с двумя ярко раскрашенными башнями, а также бассейн перед ним. Павильон был построен к 1867 г. и оказался редким экземпляром удачного смешения восточной и западной архитектуры.
Из Европы Насреддин-шах привез незнакомую мусульманской культуре идею — создать картинную галерею и музеи. В 1870-х гг. в Голестане были открыты две картинные галереи: в Хоуз-хане были вывешены картины европейских художников (в основном портреты), закупленные Насреддином и его предшественниками, а в Негар-хане — работы иранских художников. В XX веке коллекция Негар-хане была поделена между другими тегеранскими музеями, однако и сейчас в ней можно посмотреть картины художников каджарской эпохи.
Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале. Камаль оль Мольк, 1885-1890